Олимпиада в Cочи: быть или не быть? Часть вторая
Чуть более 100 дней остается до начала Олимпийских игр в Сочи. Олимпиада-2014 уже вошла в историю как самая дорогая. Не станет ли она еще и самой провальной? Готова ли Россия провести столь грандиозное международное спортивное событие?
Чтобы узнать это и вживую взглянуть на сочинские олимпийские объекты, я в составе группы журналистов из России, Польши, Чехии, Финляндии, США и Японии провел несколько дней в столице XXII зимней Олимпиады. Сегодня – вторая часть рассказа о том, что же сейчас на самом деле происходит на нашей олимпийской стройке.
СОЧИ – ПОНЯТИЕ РАСТЯЖИМОЕ
Когда прилетаешь в Сочи, сразу сталкиваешься с местным незатейливым сервисом и южным «гостеприимством». Добраться из аэропорта в город не так просто и дёшево, как может показаться на первый взгляд. Выходя из аэровокзала, пробираешься сквозь толпу навязчивых таксистов-частников и попадаешь на автобусную остановку, с которой до центра Сочи ходят рейсовые автобусы. Однако они даже не пытаются соблюдать расписание. За те полчаса, что я простоял на остановке, не было ни одного автобуса. Постепенно на перроне скопилась такая толпа жаждущих уехать, что ее не вместила бы даже электричка.
Да, к слову об электричке. От аэропорта до железнодорожного вокзала Сочи курсирует аэроэкспресс. Те, кто часто бывает в Москве, согласятся: вещь удобная. Но только не в Сочи! Сочинский аэроэкспресс, в отличие от местного же автобуса, хоть и ходит строго по графику, но его расписание составлено таким образом, что паузы между рейсами составляют по два-три часа, а за день электропоезд совершает лишь по шесть «ходок» туда-обратно.
Вот и получается, что хозяевами положения на маршруте «аэропорт – город» по-прежнему остаются частные извозчики. Доехать на легальном такси до центра стоит тысячу рублей. Частники начинают торговаться с этой же суммы, но «по доброте душевной» моментально уступают вам две сотни. Особо несговорчивым и скупым предлагают скооперироваться на троих – получается по триста с носа. Такой расклад устраивает многих: вроде уже не так дорого, и доедешь до нужного места с комфортом.
Водитель обязательно уточняет, куда конкретно надо каждому пассажиру. Ведь, как говорят сами сочинцы, Сочи – понятие растяжимое. Так называемый Большой Сочи занимает свыше ста километров прибрежной полосы – от границы с Абхазией до Туапсе. Это и сам город Сочи, и Адлер, и Хоста, и Кудепста, и Дагомыс, и Лазаревское, и Лоо, и прочие поселки и села, входящие в состав муниципального образования «город-курорт Сочи».
Город стремительно развивается и застраивается – сказывается и мягкий субтропический климат, и нынешняя престижность Сочи, и наличие здесь рабочих мест. С 2007 года, когда Россия выиграла право проведения Олимпийских игр, численность жителей Сочи выросла с 331 тысячи человек до 368 тысяч, а с учетом поселков – с 402 тысяч до 445 тысяч. Разумеется, это официальные цифры. Сколько на олимпийских объектах и в сфере обслуживания трудится нелегалов, не знают даже в сочинской мэрии.
Возможно, для некоторых станет откровением, что в самом городе Сочи к Олимпиаде не построено ни одного спортивного объекта. Ни соревновательного, ни тренировочного. Кто-то скажет, что олимпийские объекты находятся в Красной Поляне, и тоже будет не совсем точен. Горный кластер (5 олимпийских объектов) расположен в селе Эстосадок – в 40 километрах от моря и в 4 километрах от Красной Поляны. Прибрежный кластер (6 объектов) – возле Адлера, в Имеретинской низменности.
И там, и там строительство сопровождалось бесконечными скандалами. Экологи яростно протестовали против вырубки леса в горах и беспощадной застройки Имеретинской низменности – особо охраняемой природной зоны с уникальной флорой и фауной. Около трех тысяч местных жителей попали под федеральную программу переселения. Те, чьи дома оказались в зоне олимпийской застройки, были вынуждены покинуть родные места. Кто-то получил скромную денежную компенсацию, кто-то взял жильем в соседних районах.
Порядок изъятия земель под сочинское строительство был определен так называемым «олимпийским законом», принятым в конце 2007 года. Он предусматривал ускоренную процедуру рассмотрения судебных споров при переводе земельных участков под нужды ГК «Олимпстрой» – генерального подрядчика олимпийской строки. Собственник получал всего два месяца на принятие решения о продаже своей земли государству с момента предоставления ему проекта соглашения с ценой выкупа. При этом госкорпорация имела право самостоятельно привлекать компанию-оценщика для оценки изымаемых участков.
Олимпийские игры в Сочи уникальны во всех отношениях. Это всего лишь вторая Олимпиада, проводимая в нашей стране, и при этом первая – зимняя (в 1980 году Москва была столицей летних Игр). Это зимняя Олимпиада, проводимая в условиях субтропиков. Средняя температура в Сочи в феврале – плюс 6 градусов, и в прошлом году, напомню, организаторы тестовых соревнований столкнулись с катастрофической нехваткой снега. Наконец, это самые дорогие во всей олимпийской истории Игры. По предварительным подсчетам, Олимпиада 2014 года обойдется России в 50 миллиардов долларов. При этом исходная смета, указанная в официальной заявке Сочи ($12 млрд), превышена более чем в четыре раза, и это тоже рекорд. Ранее, на других Олимпиадах, такое превышение составляло в среднем около 180%.
Подробней об этом, а также о том, почему два сочинских трамплина стоят больше четырех нижнетагильских и во сколько раз дорога «Адлер – Красная поляна» дороже полета на Марс, читайте в следующем репортаже из Сочи.
Автор: Андреев Андрей