Олимпиада в Cочи: быть или не быть? Часть четвертая
Чуть более 100 дней остается до начала Олимпийских игр в Сочи. Олимпиада-2014 уже вошла в историю как самая дорогая. Не станет ли она еще и самой провальной? Готова ли Россия провести столь грандиозное международное спортивное событие?
Чтобы узнать это и вживую взглянуть на сочинские олимпийские объекты, я в составе группы журналистов из России, Польши, Чехии, Финляндии, США и Японии провел несколько дней в столице XXII зимней Олимпиады. Сегодня – очередная часть рассказа о том, что же сейчас на самом деле происходит на нашей олимпийской стройке.
В ГОРОДЕ СОЧИ ШУМНЫЕ НОЧИ
Несмотря на то, что в самом Сочи нет ни одного олимпийского объекта, весь город охвачен повсеместным и бесконечным строительством. Уже третий год местные жители страдают от соседства с Олимпиадой и, естественно, не очень рады такому соседу. Объявив Сочи территорией олимпийского гостеприимства, власти города запустили процесс хаотичной застройки, перестройки и реконструкции. В буквальном смысле не пройти и не проехать. Тротуары перекопаны, подземные переходы закрыты на реконструкцию, дороги забиты транспортом. Еще хуже, чем у нас в час пик.
Мэр Сочи Анатолий Пахомов заявил, что к началу Олимпийских игр будут отремонтированы все подъезды многоквартирных домов. В ответ на это сочинцы лишь улыбаются: подъезды отштукатурят и покрасят в лучшем случае в центральной части города. Если верить местной прессе, в Сочи скоро вступит в силу запрет на установку кондиционеров на фасады жилых домов – дабы не портить «картинку» для иностранцев и прочих гостей города. Кроме того, в олимпийской столице запретят развешивать белье на балконах. Опять же – чтобы не позориться перед заморскими гостями.
С наступлением темной сочинской ночи тише и спокойней в городе не становится. Строители спешат урвать «олимпийский навар» и даже по ночам не останавливают работу на недостроенных элитных домах, жилых комплексах и новых гостиницах. Поэтому с открытыми окнами спать попросту невозможно: сверлят, долбят и сваривают со всех сторон. Да и гулять по городу пока тоже мало удовольствия.
Вообще, мне в Сочи после долгого перерыва (последний раз я тут был в 2001 году), бросилось в глаза несколько изменений. Построили и продолжают строить огромное количество высоток. Напротив железнодорожного вокзала снесли гостиницу «Чайка», а на ее месте построили деловой центр сомнительной архитектурной ценности, из стекла и бетона, да еще и с колоннами. Гостиница «Москва», на стыке Курортного проспекта и улицы Горького, закрыта на масштабную реконструкцию. Прямо перед ней воткнули огромный столб с памятником Святому Архангелу Михаилу – покровителю города Сочи. Неподалеку от Морвокзала установили памятник Петру Первому. Его связь с городом-курортом я так и не отследил, разве что любовь к морю.
А прямо напротив Морвокзала стоят Олимпийские часы, отсчитывающие время до начала Олимпиады. Точно такие же установлены еще в восьми российских городах – Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Хабаровске, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Пятигорске и Екатеринбурге. Правда, у нас часы начали обратный отсчет времени за год до старта Олимпийских игр (7 февраля 2013 года), а в Сочи – за 1000 дней (14 мая 2011 года). Кстати, в тот же день рядом с сочинскими Олимпийскими часами был разбит черешневый лес. Для этого в город специально привезли 120 саженцев черешни, но почему-то не с Кубани, а из Италии.
Говоря о связи Екатеринбурга и Сочи, нельзя не отметить вклад уральского бизнеса в общий олимпийский котёл. Так, Трубная металлургическая компания является одним из основных поставщиков труб на олимпийские объекты. Другое детище Дмитрия Пумпянского – группа компаний «Синара» – владеет пансионатом «Бургас» в Адлере и уже скоро будет принимать гостей Олимпиады. А входящее в «Синару» ООО «Уральские локомотивы (базируется в Верхней Пышме) в сотрудничестве с компанией «Siemens» обязалось произвести для РЖД 1200 вагонов электропоездов «Ласточка». Часть из них достанется Сочи, но пока по маршруту сочинского аэроэкспресса курсируют чисто немецкие «Ласточки».
Щедрый подарок российским властям сделал другой уральский олигарх – генеральный директор УГМК Андрей Козицын. Выстроив за собственные средства олимпийскую ледовую арену «Шайба», Уральская горно-металлургическая компания попросту подарила этот уникальный спортивный объект государству. Между тем, его стоимость оценивается в 35,5 миллиона долларов. «Шайба» – самый приспособленный для людей с ограниченными физическими возможностями объект сочинской Олимпиады. Во время Паралимпийских игр тут пройдут соревнования по следж-хоккею – паралимпийской разновидности хоккея с шайбой.
Посещая различные объекты предстоящих зимних Олимпийских игр в Сочи, снег я видел лишь на вершинах гор, ну и совсем немного – на трибунах биатлонного стадиона. Говорят, первый снег в этом году выпал в сочинских горах в начале сентября, но быстро растаял. Опасаясь, что в будущем феврале повторится прошлогодняя ситуация с нехваткой снега, организаторы Олимпиады сделали запас на 30 тысяч кубометров снега, построив на горных склонах восемь снегохранилищ. Всегда наготове будут и снежные пушки – устройства для производства искусственного снега из воды. А непосредственно под трамплинами находятся два больших бассейна по 5 тысяч кубометров воды каждый, и в случае, если зима окажется бесснежной, снег будет производиться на самом трамплине и с помощью ратраков укладываться на него.
Справедливости ради отметим, что проблемы со снегом бывают на многих Олимпиадах. Например, в Ванкувере-2010 снега было очень мало, а в Нагано-1998 – наоборот – слишком много. Как нас заверили в Оргкомитете «Сочи-2014», у нас готовы бороться и с недостатком снега, и с его избытком.
О том, на что могут рассчитывать российские спортсмены в Сочи и какое будущее ждет сочинские олимпийские объекты после Олимпиады, читайте в нашем следующем материале.
Автор: Андреев Андрей