Александр Алексеев: российскому гандболу нужен свой Прохоров
20 августа в Екатеринбурге завершился чемпионат мира по гандболу среди мужских юниорских команд. Победителем стала команда Франции, разгромившая в финале сборную Словении. Бронзу завоевали гандболисты Исландии, а россияне заняли лишь 11-е место.
Могла ли сборная России выступить на домашнем чемпионате лучше? Что удивило иностранных спортсменов и тренеров в Екатеринбурге? Почему первенство планеты проходило в далеко не самом гандбольном городе мира? Чем телекомментатор Дмитрий Губерниев вредит российскому гандболу и каковы перспективы этого вида спорта в столице Урала?
Обо всём этом мы побеседовали с заслуженным тренером РФ, главным тренером юниорской сборной России по гандболу Александром Алексеевым.
— Александр Михайлович, выступление сборной России в Екатеринбурге и 11-е итоговое место отражает реальное положение дел в отечественном гандболе или же это стечение обстоятельств?
— Ну, обстановка в стране не совсем хорошая. Людей мало у нас – игроков, тренеров. Но я считаю, что в восьмерку мы обязаны были попадать. Своей игрой немножко смазали впечатление от прекрасно организованного чемпионата. Команды здесь были все ровные. Поэтому наше выступление считаю неудовлетворительным.
— В чем тогда причина неудачи? «Перегорели»? Слишком хотели хорошо сыграть перед своими зрителями?
— Нужно время, чтобы всё тщательно проанализировать и понять. Пока на таком коротком расстоянии я вижу главной причиной психологическую подготовку. Команда пять игр показывала неплохую игру, наращивала ее, функционально хорошо была готова. А к играм на вылет оказалась не готова. Морально-волевые качества у нас хромают.
— Если говорить про взрослый гандбол, каково сейчас место России в мире?
— Я считаю, что гандбол во многих странах неплохо развивается. Даже этот чемпионат показывает, что из 24 команд явно слабее остальных были всего две-три сборные. Все соперники показывали хорошую игру, бились. И вот Германия, где гандбол – спорт №2, не попадает в число шестнадцати лучших! Хороших команд очень много появилось. Россия была первой в 90-е годы, в начале 2000-х. Олимпиада-2004 в Афинах, когда российская сборная выиграла «бронзу», – это был последний наш успех. Потом произошел провал. А вот у девочек ситуация наоборот. Они в 90-е ничего не показывали, а в 2000-х начали выигрывать всё и везде – и юношеские команды, и молодежные, и взрослые. Четыре раза чемпионами мира стали… А у мужчин последний возраст, которым мы что-то выигрывали, – это 1980-й год рождения. В 2001 году они стали чемпионами мира, в тот же год чемпионами Европы стали ребята 1982-го года рождения. Всё! Больше мы даже в восьмерку не попадали.
— Это говорит о том, что у нас в стране угас интерес к гандболу?
— Причины-то глубинные. Стало меньше спортивных школ. Преподаватели не идут работать, потому что зарплата очень маленькая – 7-8 тысяч рублей. Тяжело.
— В футболе или баскетболе платят больше?
— Я думаю, больше.
— Гандбол – вид спорта малозатратный. Грубо говоря, для него достаточно только площадки, ворот и мячика. Но при этом игра очень зрелищная и азартная…
— Люди, которые приходили на игры чемпионата, заново открывали для себя этот вид спорта. Организаторы даже не ожидали, что на наших матчах будет практически полная арена. Мы видим: зрителям гандбол понравился. Спорт быстрый, голов много, борьбы много. В том же баскетболе этого нет.
— Почему тогда в России гандбол непопулярен?
— Я уже не раз говорил на эту тему. Давайте мы сейчас будем год, как биатлон, показывать по телевизору гандбол с утра до вечера. Всем понравится! Но для этого нужна политическая воля. Нужно, чтобы кто-то дал команду. Вот Прохоров дал деньги – и Губерниев с утра до вечера промывал нам мозги биатлоном. Не хочу ничего плохого сказать про биатлон. Любой спорт возьми, грамотно его подай – и будет у людей интерес. А пока, получается, наш вид спорта немного подзабыли. Но и это еще не всё. Залы нужны. И игроки нужны.
— В каких российских городах еще помнят про гандбол и развивают его?
— В Краснодаре, подмосковном Чехове, Волгограде, Астрахани. Детские школы сохранились и в других городах, но получается так, что дальше Урала мы не идем, не развиваемся. В чемпионате Суперлиги выступает 12 команд. Вот я вам называю всю нашу географию: Чехов, Пермь, Санкт-Петербург, Волгоград, Краснодар, Челябинск, Астрахань, Саратов, Снежинск, Воронеж, Ставрополь и Уфа.
— Странно, что чемпионат мира было решено провести в Екатеринбурге. Мягко говоря, в не самом гандбольном городе страны…
— Это было решение бывшего президента федерации гандбола России. Но мы ни капли об этом не пожалели, это был правильный выбор. Я беседовал с тренерами других команд. Вы знаете, они ехали сюда, думая, что это страшная какая-то Сибирь, где все в шапках-ушанках ходят. А сейчас все под впечатлением. Отели хорошие. Спортивные площадки хорошие. Зрители приходили. Город понравился людям. Я сам лет двадцать пять здесь не был и сильно удивился, насколько город изменился.
— Областной министр спорта Леонид Рапопорт заявил, что данный чемпионат даст толчок развитию гандбола в Свердловской области. Помнится, когда-то у нас даже своя гандбольная команда была в советской высшей лиге. Насколько реальными Вы считаете перспективы возрождения этого вида спорта в Екатеринбурге?
— Мы с Леонидом Ароновичем разговаривали на эту тему. Он мне тоже говорил, что собирается использовать чемпионат мира для развития гандбола в регионе. У вас есть в первой лиге команда, но пока она играет на любительском уровне. Чтобы всерьез говорить о возрождении и развитии, нужно открывать отделение детско-юношеской спортивной школы. Начинать надо с детей. Чтобы покупать готовых игроков, нужны деньги. А у нас, что самое печальное, и игроков-то нет.
Автор: Андреев Андрей