У свердловского биатлона «заканчиваются патроны»
Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев объявил о желании построить в Екатеринбурге новый многофункциональный биатлонный центр. При этом положение дел в других городах, пытающихся развивать биатлон, весьма плачевное. А вместе с ним – и подготовка ближайшего резерва для сборной команды области.
По итогам минувшего сезона Свердловская область заняла 9-е место в рейтинге Союза биатлонистов России. Учитывая, что биатлон «культивируется» в 46 регионах страны, результат вроде бы неплохой. На международных соревнованиях наши спортсмены завоевали два первых и восемь призовых мест, на всероссийских стартах – 14 первых и 19 призовых. Казалось бы, есть чем гордиться: мы имеем в своем активе медали Кубка IBU, Универсиады, чемпионата и Кубка России. В расширенном списке женской сборной России на предстоящий сезон пять из двадцати двух человек – представительницы Свердловской области. Наконец, на централизованную подготовку вызваны наши Светлана Миронова и Ирина Казакевич в основную команду, Тамара Воронина и Полина Шевнина – в резервную.
Однако все эти успехи и достижения меркнут при виде того, в каком состоянии на самом деле находится биатлонное хозяйство в Свердловской области. Если по уровню спортивных результатов мы, как уже было сказано, на девятом месте в стране, то по уровню финансирования – лишь на девятнадцатом. В минувшем сезоне на биатлон по линии областного Центра спортивной подготовки было выделено около 6 миллионов рублей. В Красноярском крае (который, к слову, в рейтинге СБР на десятой позиции) – в десятки раз больше! По материальному обеспечению Свердловская область на порядок уступает и Москве, Санкт-Петербургу, Тюмени, Ханты-Мансийску, Новосибирску, Уфе… Тем удивительней, что при столь скудной бюджетной поддержке областная федерация биатлона исхитряется выдавать достойные результаты.
Долгие годы свердловский биатлон ассоциировался в большей степени с достижениями мужчин. Достаточно назвать таких выдающихся спортсменов, как Юрий Кашкаров, Александр Попов, Евгений Редькин, Сергей Чепиков, Антон Шипулин. У женщин нельзя не вспомнить Елену Головину и Елену Мельникову, однако со времен последних громких успехов свердловских биатлонисток прошло уже более двух десятков лет. После того, как завершил свою спортивную карьеру Шипулин, на миг показалось, что биатлона на Среднем Урале вовсе не осталось.
И тут на сцену вышли наши прекрасные девушки! Всё уверенней и стабильней выступает Светлана Миронова, а за ней подтягиваются вчерашние юниорки – Тамара Воронина, Ирина Казакевич, Алина Клевцова. Ярким получилось возвращение после дисквалификации Екатерины Глазыриной, с ходу взявшей две медали на чемпионате России. Быть бы в этом списке и Полине Шевниной – еще одной талантливой воспитаннице главного тренера сборной Свердловской области Михаила Шашилова. Но вопиющий случай избиения своей партнерши по команде (да еще и на международных соревнованиях!) ставит под сомнение продолжение ее карьеры в Екатеринбурге. Нет ясности и по Глазыриной: еще в конце минувшего сезона Екатерина высказывала желание сменить регион. Да и вопрос с возвратом в IBU ее призовых решен, похоже, не до конца.
Если в женской команде проблемы есть, но они решаемы, то у мужчин вообще всё глухо. В Свердловской области нет мужской биатлонной команды! Лишь одинокий Алексей Шевченко защищает, как может, честь нашего региона. А на подходе к нему пока только Кирилл Бажин, которому еще год бегать по юниорам. Не случайно в минувшем сезоне Свердловская область не была представлена на внутрироссийских соревнованиях аж в девяти дисциплинах: выступать попросту некому. Имей мы полноценный состав, могли бы бороться в итоговом рейтинге СБР не за десятку сильнейших, а за более высокие места, даже за первое. Вопреки логике, вопреки здравому смыслу, вопреки финансовому положению.
На обеспечение ведущих спортсменов средства худо-бедно еще находятся, спасибо спонсорам и руководству областной федерации биатлона. Скудность финансирования сказывается в большей степени на подготовке резерва, и с каждым годом ситуация не становится лучше. Биатлонные отделения в городах области предоставлены сами себе, и жизнь в них поддерживается во многом благодаря энтузиазму местных тренеров и опять же спонсорам.
Помимо Екатеринбурга, биатлон развивается (если это можно так назвать) в Новоуральске, Полевском, Каменске-Уральском, Нижнем Тагиле, Серове и Артемовском. Но какой резерв мы получим, если в ряде спортивных школ винтовкам по тридцать лет? Как можно научить детей стрелять из оружия, из которого в принципе невозможно попасть по мишеням? Да ладно бы только в винтовках проблема. Ребятам попросту нечем стрелять! Согласно нормативам, юноши должны настреливать за сезон по 8-9 тысяч патронов. Каждый! А где взять столько патронов, если, допустим, на всё тагильское отделение их только 10 тысяч?!
Уже не первый год ни одна из спортшкол не получает от областной федерации биатлона ни одной пачки патронов – нет денег. У «провинциалов» нет возможности брать на соревнования достаточное количество пар лыж, что уж говорить про тренеров по стрельбе, сервисменов, массажистов… Из-за всё того же отсутствия средств в Свердловской области не проводятся просмотровые сборы. Где еще в регионах такое встретишь? Как прикажете тренерам заниматься селекцией? Ориентироваться только на протоколы соревнований? Нонсенс. Вдумайтесь и в такие цифры: в екатеринбургском училище олимпийского резерва №1 и его филиалах биатлоном занимаются 60 спортсменов, а финансовая поддержка оказывается только десятерым из них. Как говорится, сколько денег – столько и песен.
За свердловских биатлонистов становится обидно не только на юношеских и юниорских соревнованиях. На взрослом уровне та же картина. Возьмем сборную ХМАО-Югры. На чемпионат России в Тюмень они комфортно летят на самолете, а спортсмены Свердловской область трясутся по ночи на видавшем виды микроавтобусе (на котором, кстати, и в Ханты-Мансийск ездят за тысячу километров). ХМАО везет с собой десяток тренеров, сервисеров, а также по массажисту на женскую и мужскую команды. Персонал нашей сборной – четыре человека на всё про всё, даже на трассе встать с рацией некому, чтоб передавать спортсменам информацию по дистанции. А результаты при этом сопоставимые: у ХМАО – пять медалей (в том числе два «золота»), у Екатеринбурга – четыре (в том числе те же два «золота»). И это при том, что у нас за всю команду «отдувались» одни девчонки.
Можно, конечно, и дальше выжимать из ситуации максимум, рассчитывая на профессионализм тренерского штаба, мастерство спортсменок, изворотливость федерации биатлона. Но если мы всерьез говорим о возрождении биатлонных традиций в Свердловской области, то деньги найти все-таки придется. Иначе к тому моменту, когда в Екатеринбурге введут в строй новый биатлонный центр, тренироваться в нем будет попросту некому. В ближайшие года мы можем окончательно потерять несколько поколений нашей перспективной молодежи.
P.S. Как нам стало известно, в ближайшее время должна состояться встреча президента федерации биатлона Свердловской области Владимира Рощина с губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым, на которой будут обсуждаться перспективы развития биатлона в регионе.
Автор: Андреев Андрей