Владимир Перетягин: «Болельщик должен знать свои права и обязанности, как правила дорожного движения»
Накануне первого в 2014 году домашнего матча «Урала» на Центральном стадионе мы побеседовали с Председателем Правления «Союза болельщиков Урала» Владимиром Перетягиным о том, как теперь можно и как нельзя «болеть» в связи с последними изменениями в законодательстве.
— 20 января вступил в силу так называемый «закон о болельщиках». Как восприняли эти нововведения сами болельщики?
— Отмечу сразу, что этот документ касается абсолютно всех болельщиков – не только футбольных, но и хоккейных, и баскетбольных, и всех прочих. Поскольку я лично принимал участие в формировании поправок в закон, я знаю «правила игры» и в случае необходимости могу отстоять свои права. Возьмём, скажем, зажигалки. Я спокойно прохожу на стадион с зажигалкой, и меня никто не трогает. В то же время многие возмущаются, что всё и вся запрещено, вместо того, чтобы элементарно прочитать правила. Поверьте, ничего криминального в них нет! Меры наказания касаются лишь тех, кто правила нарушает. А для нормального болельщика нет ничего страшного.
— Ну а те же зажигалки? Вы спокойно проносите, а у других их отбирают…
— Да потому что я знаю, что их можно проносить! После игр в манеже «Союз болельщиков Урала» обратился к руководству футбольного клуба «Урал», указав на данные нарушения наших прав. Нам пообещали, что будет проведена соответствующая работа, сотрудников службы безопасности и полиции еще раз проинструктируют о том, что им нужно изымать у болельщиков при входе на стадион, а что забирать они не имеют право. Мы должны заставить всех участников процесса знать правила и соблюдать их. Ну а болельщик, который постоянно ходит на стадион, обязан знать правила поведения на стадионе так же хорошо, как правила дорожного движения.
— Согласно всё тем же новым правилам, теперь запрещено проносить на трибуны напитки в таре, превышающей 0,5 литра…
— А вот это парадоксальная ситуация! На территории спортивного объекта напитки продаются в бутылках по 0,6 литра. И служба безопасности, строго следуя закону, не пропускает болельщиков с бутылками такой емкости на трибуны. Мы с этим неприятным моментом столкнулись на играх с «Анжи» и «Тереком». Договорились, что предприятия общественного питания будут выдавать в приложение к бутылке с газировкой стакан, в который можно будет перелить напиток и пройти с ним на свое место.
— Вы участвовали в обсуждении закона, во внесении поправок в него. Насколько учтены в итоговом документе пожелания болельщиков?
— Мы выступали со своими предложениями в составе Всероссийского объединения болельщиков. Ряд поправок утвержден. К сожалению, не было учтено наше пожелание сделать дифференцированным подход к наказаниям. Сейчас за нарушения разной степени тяжести предусмотрено одно и то же наказание. Многие эксперты считают, что закон несовершенен, поэтому работа продолжается. В процессе накопления практики в него будут вноситься изменения. Я думаю, что в лучшую сторону.
— В этом сезоне болельщики «Урала» ведут себя достаточно адекватно и законопослушно. А вот поклонники других команд, мы это не раз видели на Центральном стадионе, позволяли себе различные непристойности. Как Вы считаете, кто всё-таки должен нести ответственность за подобные бесчинства – клуб или сами нарушители? Пока что за фаеры, оскорбительные баннеры и матерные кричалки расплачиваются клубы, а не болельщики.
— Сразу внесу ясность. Говорить, что в беспорядках на стадионах виноваты болельщики, не совсем корректно, поскольку нарушения, как правило, происходят на фанатских секторах. А болельщик – это любой человек, который пришел на стадион. И принятие закона о болельщиках во многом связано именно с ситуацией в фанатских секторах. Далее, надо понимать, что долгое время болельщики вообще никем не признавались как сообщества. Только сейчас, с введением этих правил, появился юридический термин «зритель». То есть мы получили как права, так и обязанности. Это ключевой момент.
— У «Урала» есть несколько различных сообществ болельщиков, фанатских течений. Как они взаимодействуют между собой и почему нет единой организации? Они даже сидят на разных секторах стадиона…
— Я считаю, что любое объединение болельщиков имеет право на существование, и не вижу смысла их объединять. В то же время СБУ выступил с инициативой общаться фанам между собой, проводить совместные акции и мероприятия. Мы должны находить общие точки, слушать и слышать друг друга. В конце концов, делаем общее дело – поддерживаем любимую команду. И пусть мы пока сидим на разных секторах. Если каждый будет активно работать на своем участке стадиона – клубу от этого будет только польза. Может, тогда наконец осуществится моя давняя мечта – чтобы наш стадион запел!
— Название организации – «Союз болельщиков Урала» – позволяет вам не «зацикливаться» только на футболе, а смотреть на мир более широко. Однако на деле СБУ объединяет лишь поклонников футбола. Почему?
— Когда создавался Союз, мы предусматривали возможность объединения поклонников различных видов спорта. Но в какой-то момент поняли, что нет серьезной объединяющей идеи, общей для болельщиков «Урала», «Автомобилиста», УГМК, «Уралочки» и так далее. Поэтому отказались от грандиозных планов и сконцентрировались только на футболе. Но я уверен, что придет такой момент, когда мы вновь вернемся к этому вопросу.
— В осенней части первенства «Урал» был одной из самых посещаемых команд лиги. Нынешней весной мы провели два матча в манеже, и оба раза не смогли собрать даже 3-тысячную аудиторию. Теперь предстоит играть на Центральном стадионе. Удастся ли привлечь болельщиков на стадион?
— Работу по привлечению болельщиков вести особо не нужно. Тем более так, как это делает УГМК. Да, я был неприятно удивлён, когда видел свободные места в манеже. Это просчет маркетинговой службы клуба. Но стал очевиден и другой факт: кого, собственно, мы имеем на стадионе. Это люди, приходящие не на игру «Урала», а те, кто хочет посмотреть на соперников. Не будем забывать, что результаты выступления команды осенью также не способствовали повышению зрительского интереса. Ну и, наконец, часть болельщиков не поехала в манеж, потому что это далеко и неудобно. Классические причины.
— Сейчас «Урал» на подъеме. Есть и игра, и результат. Ваш прогноз: болельщик вернется на трибуны?
— Я думаю, десять тысяч зрителей на матче должно быть при любом раскладе. Надо понимать, что Центральный стадион – это не КРК «Уралец», на футболе заполнить трибуны сложнее (вместимость хоккейного дворца – 5 570 зрителей, вместимость Центрального стадиона – 27 000 зрителей – прим. sport—oboz.com). Тем не менее, если вспомнить прошлый год, средняя посещаемость футбола в Екатеринбурге составляла 17 тысяч зрителей на матче. Это очень хороший показатель для России.
— «Урал» останется в Премьер-лиге?
— Я в это верю!
Автор: Андреев Андрей